КОМИТЕТ ПО ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РСО-АЛАНИЯ

362040,РСО-Алания,г.Владикавказ,ул.Вахтангова 9, Телефон горячей линии:8672-541372

Новый приказ Министерства культуры о порядке передачи государству археологических предметов

  Согласно этому приказу археологические предметы, обнаруженные физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ, подлежат передаче государству для последующего включения в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации. Физические и (или) юридические лица, проводившие работы, обязаны в целях сохранения предметов незамедлительно приостановить указанные работы и в течение трех дней со дня обнаружения предметов, проинформировать региональный орган охраны и направить в этот орган письменное заявление об обнаруженных предметах с указанием обстоятельств и места их обнаружения.

  Региональный орган охраны на основании заявления организует работу по изъятию предметов из места залегания. В нашей республике эти функции выполняет Комитет по охране и использованию памятников культурного наследия РСО-Алания.

  Изъятие предметов из мест залегания может производиться исключительно в составе археологических полевых работ на основании разрешения (открытого листа), выдаваемого Минкультуры России.

  Исполнитель археологических полевых работ — физическое лицо, проводившее археологические полевые работы, и юридическое лицо, в трудовых отношениях с которым состоит такое физическое лицо, в течение трех лет со дня окончания срока действия разрешения (открытого листа) обязаны передать все изъятые предметы, обладающие историко-культурнойценностью, в государственный музей для последующего включения в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации.

  В случае, если исполнителем археологических полевых работ, обнаруженные предметы признаны предметами, не имеющими историко-культурной ценности, он обязан в течение 10 рабочих дней со дня изъятия предметов из мест залегания письменно проинформировать региональный орган охраны об отсутствии у данных предметов историко-культурной ценности.

  Региональный орган охраны в течение трех рабочих дней со дня поступления от исполнителя археологических полевых работ письменной информации об отсутствии историко-культурной ценности у изъятых из мест залегания предметов, направляет разрешение на возобновление работ лицам, 

  Изъятые из мест залегания предметы, не имеющие историко- культурной ценности, подлежат возврату физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ, в течение 30 рабочих дней с момента поступления письменной информации от исполнителя археологических полевых работ об отсутствии историко-культурной ценности, если такие лица выразили соответствующее желание.

  Что же является предметами, имеющими историко-культурную ценность?

  Согласно Гаагской конвенции 1954 г. «О защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта» принятой на основе так называемого «пакта Рериха»,  а затем Рекомендации ЮНЕСКО 1964 г. «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности», культурными ценностями в числе других, являются предметы художественного, исторического или археологического значения.

  Россия является участником Конвенции 1954 г. и выполняет рекомендации ЮНЕСКО 1964 г. В ст.1 Конвенции ЮНЕСКО 1970 г. о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности записано, что «…культурными ценностями считаются ценности религиозного и светского характера, которые рассматриваются каждым государством как представляющее значение для археологии доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки и которые относятся к перечисляемым ниже категориям», в том числе и ценности, касающиеся истории, включая историю науки и техники, историю войн и обществ, а также связанные с жизнью национальных деятелей, мыслителей, учёных и артистов и с крупными национальными событиями;археологические находки (включая обычные и тайные) археологические открытия;составные части расчленённых художественных и исторических памятников и археологических мест;старинные предметы более чем 100-летней давности, такие как надписи, чеканные монеты и печати;этнологические материалы;оригинальные произведения скульптурного искусства из любых материалов, мебель более чем 100-летней давности и старинные музыкальные инструменты и др.

 Определяющим историко-культурную ценность предмета  является его характер и его возраст.

  Наша страна принимала непосредственное участие в разработке проекта Конвенции и в 1988 г. ратифицировала её.

  Согласно статье 3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» №73-ФЗ истатье 3 Закона РСО - Алания № 53-РЗ «О сохранении, использовании и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народа Республики Северная Осетия – Алания» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связаннымис ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

  Важной категорией предметов историко-культурной ценности являются археологические предметы. В ст.3  вышеупомянутых законов РФ и РСО-Алания под археологическими предметами понимаются «движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок. Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы».

  Таким образом, для определения предметов археологии выделяются как качественные, так и временные параметры.То есть,если предмету сто и более лет, то он уже будет представлять историческую ценность. 

  В случае обнаружения такого раритета, необходимо сдать его в музей. Если же музейные сотрудники сочтут, что предмет не представляет художественной, исторической или археологической ценности, то его возвратят физическим и (или) юридическим лицам, проводившие работы в зоне нахождения памятника археологического наследия.

  В каких случаях могут быть обнаружены предметы, не представляющие  историко-культурную ценность при проведении археологических работ?

  Например, при раскопках в городской черте или селе, прежде чем археологи начнут копать ранние археологические слои, залегающие на глубине, им придётся столкнуться с относительно современными слоями, которым менее 100 лет. Верхние слои могут включать в себя строительный мусор, мусорные ямы и др. и не представляют историко-культурной ценности.

  Движимые культурные ценности, характерные для различных культур, являются частью общего достояния человечества, и в силу этого каждое государство и каждый гражданин несёт моральную ответственность за их охрану и сохранение перед всем международным сообществом.

Приказ Министерства культуры РФ №2877 от 27 ноября 2015 О порядке передачи государству археологических предметов, обнаруженных физическими и (или) юридическими лицами.docx