КОМИТЕТ ПО ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РСО-АЛАНИЯ

362040,РСО-Алания,г.Владикавказ,ул.Вахтангова 9, Телефон горячей линии:8672-541372

Важнейший закон о «защитных зонах» памятника принят

  Законопроект предусматривает установление для памятников и ансамблей, не обеспеченных персональными, либо объединенными зонами охраны (таковых в России около 85 процентов) временных защитных зон с очень строгим режимом, запрещающим в их границах новое строительство и реконструкцию, связанные с изменением габаритов. По общему правилу, границы защитных зон устанавливаются механическим образом: в населенных пунктах – 100 метров от границы памятника и 150 от границы ансамбля, вне населенных пунктов – соответственно 150 и 250 метров. Если памятник или ансамбль не имеют утвержденной территории, то границы защитных зон отмеряются от внешней стены памятника или от внешнего контура ансамбля: 200 метров в населенных пунктах и 300 – за их пределами. Границы защитных зон должны вноситься в госкадастр недвижимости в течение 15 рабочих дней с момента получения извещения о них от органов охраны памятников.

  Движение законопроекта, который прошел первое чтение в мае 2015 года, но затем был положен под сукно на несколько месяцев из-за активного сопротивления девелоперского лобби, резко ускорилось после обсуждения проблем охраны культурного наследия на Совете при Президенте РФ по культуре и искусству 25 декабря 2015 года.  Президент России Владимир Путин обратил в этот день особое внимание на «громкие конфликты вокруг застройки охранных зон» и поддержал представителей общественности, призывавших, в частности, к скорейшему принятию законопроекта о защитных зонах.

  Принципиально важно, что защитные зоны не утверждаются госорганами отдельно для каждого памятника, а с вступлением закона в силу начнут действовать фактически в автоматическом режиме (для новых памятников – с момента принятия госорганами решения о постановке на охрану). И будут действовать, пока памятник не получит разработанную в установленном порядке, на основе историко-культурной экспертизы, «регулярную» зону охраны с регламентами и границами.

  Защитные зоны не устанавливаются для объектов археологического наследия, некрополей, произведений монументального искусства, а также памятников и ансамблей, расположенных в границах достопримечательных мест с утвержденными регламентами.

  Особо надо отметить, что перед вторым чтением в Госдуме законопроект был дополнен весьма важной статьей: «Решения об утверждении зон охраны объектов культурного наследия, принятые в соответствии с законодательством РСФСР и Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются действующими». Эта статья закона дает возможность пресекать любые разговоры на тему недействительности «устаревших» зон охраны, принятых в 1970-1980-е годы.