КОМИТЕТ ПО ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РСО-АЛАНИЯ

362040,РСО-Алания,г.Владикавказ,ул.Вахтангова 9, Телефон горячей линии:8672-541372

Легендарная башня Есе Канукова

  К сожалению, время и природные катаклизмы не пощадили легендарную башню. После землетрясения конца 80-х годов прошлого столетия башня частично обрушилась. В настоящее время сохранились лишь два яруса. Изучив техническое состояниеобъекта, специалисты установили,что следов новых разрушений не наблюдается, но состояние башни аварийное. 

  Башня расположена на высоком утесе. Отсюда хорошо просматриваются все подступы к Донифарсу. Очевидно, что она была важным оборонительным пунктом, из которого можно было передавать сигналы в близлежащие горные селения.По преданиям, в начале 18 века кабардинский князь Сари-Асланбек Кайтукин решил обложить данью донифарсцев и велел сообщить, что идет на них с войском: «Кроме твоего, в горах нет ни одного общества, не платившего бы мне ежегодной дани. Выдайте теперь мне дань». На требование  ответил старшина донифарсского общества Есе Кануков: «Если князь с добрыми намерениями придет, то мы окажем ему гостеприимство. Если же он придет не как гость, то я помещу его в хлев». Сохранились упоминания, что перед нападением врага Есе Кануков спрятал всех жителей в одной из башен села, «а кто только мог биться, им всем он велел залезть в бойницы великой железновратной башни Кануковых. Сам же взнес на верх башни большое фитильное ружье и там его зарядил» (из исторической интерпретации песни о Есе Канукове по описанию В. С. Уарзиати).

  Утром кабардинский князь Кайтукин в сопровождении слуги, который нес за ним кумган с водой (кувшин для воды, применявшийся, в основном, для умывания и мытья рук), вышел, чтобы совершить омовение. Увидев это с верхнего яруса башни, Есе обратился к донифарсцам: «Его пока не трогаю, смотрите на его рукомойник». Прицелившись, он выстрелил в кумган, стоявший на земле рядом с князем, и точным выстрелом разбил его вдребезги.

  Князь послал человека узнать, в него ли целился Есе – или в его кумган? На это Есе ответил: «Спросите своего князя, кто больше – он или его кумган!» Поступок Есе охладил боевой пыл князя. По одной версии, повернув свой отряд, он собрался покинуть Дигорское ущелье. Есе догнал его, вернул и, зарезав быков, устроил недавнему врагу в знак заключения с ним примирения пышное угощение. По другой – князь изменил свое решение силой подчинить строптивцев и сам как гость вступил в Донифарс.

  Легендарное ружье, с которым Есе участвовал не в одном сражении, не кануло в Лету. Со временем оно стало фамильной реликвией Кануковых и передавалось в этой фамилии из поколения в поколение. Во время переселения осетин в Турцию в 60-х гг. XIX в. переселенцы-мухаджиры из Донифарса захватили с собой и это прославленное ружье. К счастью, реликвия не затерялась на чужбине. Ружье бережно хранили как напоминание о далекой родине. Спустя почти сто лет представители фамилии Кануковых, проживавшие в Турции, передали ружье на хранение в Северную Осетию со словами: «Есе стоит того, чтобы на родине о нем помнили».