КОМИТЕТ ПО ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РСО-АЛАНИЯ

362040,РСО-Алания,г.Владикавказ,ул.Вахтангова 9, Телефон горячей линии:8672-541372

Архитектурный комплекс селения Джимара

        Профессор Б.А.Калоев утверждал, что «Джимара относится к числу древнейших селений тагаурцев, основанных несомненно еще в домонгольскую эпоху». Значение самого слова «джимара» не имеет прямого перевода с осетинского. Название селения Джимара некоторые ученые  относят к числу наиболее древних топонимов на территории Северной Осетии. К их числу относится доктор филологических наук, автор монографии «Топонимия Северной Осетии» А.Д.Цагаева. В этом названии отражен этноним древнего иранского племени киммерийцев (В.И.Абаев «Скифо-европейские изоглоссы» М. 1965, с.125). Профессор Б.А.Алборов считает, в названии Джимара (так называются - гора, ледник, ущелье, река и селение) отражено название тех киммерийцев, которые жили на юге и назывались в осетинских нартских сказаниях гуымирытœ (гамеритœ). Первоначально название селения Джимара (а также горы и ледника) звучало Гимара, что по правилам фонетики современного осетинского языка перешло в Джимара.

      По преданию, основателями этого селения были предки рода Каллаговых. Неизвестна дата основания, но имеются архивные данные, что наибольшее количество дворов – всего 60, в этом высокогорном селении было в 1771-1780 годах. 

      Путешественники, когда-либо побывавшие в этих горах, с восторгом описывали величественную красоту природы, окружающей селение. Но более всего вызывали удивление люди, живущие почти у самых небес, на пологом откосе, да еще умудряющиеся обрабатывать небольшие, очищенные от камней участки земли, расположенные на склонах террасами (отсюда – террасное земледелие) и выращивать небольшие урожаи злаковых, бобовых культур, овощи и фрукты. Джимаринцы так же, как и все горцы содержали мелкий и крупный рогатый скот, изготавливали знаменитый осетинский сыр и другие продукты натурального хозяйства.

       Недалеко от Джимары находятся знаменитые Мидаграбинские водопады, которые ниспадают со скал и ледников вершины Зайгелан. Когда-то здесь, рядом с самым высоким водопадом Тахкадон (более 1000 м), геологи обнаружили целую гору с породой белого и черного мрамора.   

       В конце 19 века бельгийские предприниматели активно исследовали горы Осетии, в поисках полезных ископаемых, в основном полиметаллических руд. В районе Мидаграбина инженеры-геологи попытались буро-взрывным способом пробить штольню в скале, но оттуда неожиданно хлынул водный поток . После этого старейшины Джимары собрали сельский сход, на котором приняли решение изгнать бельгийцев из Мидаграбина.

        Согласно Перечню, в архитектурный комплекс федерального значения с.Джимара входят следующие объекты культурного наследия:

        - Боевые башни и сторожевые фамильные (6);

        - Могильник склеповый – 1 (11 склепов и грунтовых захоронений);

        - Могильник склеповый – 2 (8 склепов);

        - Святилище «Тхост Уастырджи дзуар»;

        - Святилище «Урс дзуар» (Аларды дзуар);

        - Цырты – памятные столбы (4).

        В центральной части села возвышаются башни, принадлежавшие пяти родовым группам. Территория, занимаемая этими башнями является наиболее древним ядром села. Здесь находятся многочисленные руины жилых и хозяйственных построек, окружавших башни и образующие вокруг них подобие кварталов. Из шести сохранившихся башен, пять относятся к типу боевых. Лишь башню Дзанаговых можно отнести к так называемым, полубоевым. Кроме указанных, сохранились фундаменты еще двух руинированных башен. Сохранившиеся башни однотипны, отличаются некоторыми деталями, сложены довольно грубо из одинакового камня. Несмотря на значительно утраченную часть памятников, различные разрушения башен  и окружающих построек, центральная часть с. Джимара производит очень внушительное впечатление мощью средневековых башен. К Джимаре очень подходит название  «башенное селение». Большинство исследователей датируют башни такого типа XIV-XVIII веками. (Подробнее см. Гольдштейн А.Ф. «Средневековое зодчество Чечено-Ингушетии и Северной Осетии» М., 1975 г., стр.30-51).

         Образцом средневековой осетинской боевой является башня Каллаговых, трапециевидная в плане, которая находится в южной части селения Джимара, на огромном валуне, повторяя камень своим контуром. 

Вход в башню ведет во 2-ой ярус на южном фасаде. Перемычка проема образована из двух подтесанных блоков, проем расположен высоко над землей, сохранились три яруса, верхние ряды кладки стен разрушены. 

На юго-западной окраине селения находится руинированная башня, почти квадратная в плане, с глухим нижним ярусом. От второго яруса сохранились только части стен, свидетельствующие о том, что это была боевая башня.

Башня фамилии Дзанаговых - трапециевидная в плане трехярусная, с входом в 1-ом ярусе на фасаде с северо-восточной стороны. В стенах 2-го и 3-го ярусов узкие окна - бойницы. Сложена эта башня из сланца и известняка, довольно грубо, так называемым, сухим способом. Изнутри стены 1-го этажа были обмазаны глиной, раствор не использовался. Несмотря на то, что башня невелика размером, стены ее сужаются кверху и венчается кладка стен карнизом из тонкой сланцевой плиты. Башня Дзанаговых является интересным образцом осетинской башни. Любопытно то, что единственный вход в нее расположен в 1-ом ярусе. Это необычно потому, что в жилых башнях имелось два входа – один в 1-ый ярус, другой – во 2-ой. Боевые башни имели вход во 2-ой ярус. Возможно башня Дзанаговых, так называемого, переходного типа или полубоевая. Наиболее интересной башней в Джимаре, можно считать башню Варзиевых. Боевая башня неправильной в плане формы, высотой в четыре яруса, с глухим нижним этажом. Вход на северном фасаде во 2-ой ярус, в стенах по всем ярусам бойницы, по верху карниз из тонкой сланцевой плиты. Чуть ниже сохранились остатки машикулей. Башня до высоты трех ярусов сложена на растворе, выше - сухая кладка. Башню можно считать образцом средневековой боевой башни, лучшей по пропорциям и качеству строения в селении.Четырехярусная боевая башня Дзодзиевых, в плане близкая к квадрату, с входом на южном фасаде, ведущем на 2-ой ярус. В стенах 2-го, 3-го и 4-го ярусов имеются бойницы. На высоте 4-го яруса снаружи в стенах выведен уступ, по верху сланцевый карниз. Башня сложена из сланца и камня на известковом растворе снизу и сухой кладкой в верхней части.

Башня Четоевых - четырехярусная боевая, неправильной формы в плане, с глухим нижним ярусом. Дверной проем расположен на южном фасаде и ведет на 2-ой ярус. В стенах 2-го, 3-го и 4-го ярусов имеются узкие бойницы. Сложена башня всухую, чередующимися рядами сланца и камня. Верхние ряды кладки разрушены.

         В 500-х м к северу от Джимары расположено небольшое древнее кладбище, комплекс погребальных сооружений. В некрополе сохранились два надземных склепа башенного типа, один надземный с двускатной кровлей и пять полуподземных гробниц. Кроме того, здесь находятся десять вертикально стоящих сланцевых плит. Согласно разработанной  историками-кавказоведами, исследователями горной архитектуры Л.П.Семеновым и Г.А.Кокиевым типологической схемы, склеповые сооружения, в хронологическом аспекте, образуют непрерывную линию развития. Наиболее древние средневековые склепы (подземные) относятся к аланскому периоду и датируются V-IX вв. н. э., более поздние - полуподземные склепы, датируются IX-XIV вв., а надземные XIV-XVIII вв. Такой же периодизации  придерживались ученые - Е.И.Крупнов, А.Ф.Гольдштейн и многие другие.  

         На правом берегу Джимарадон, напротив селения, расположен второй более обширный некрополь. В центре его возвышаются два башенных склепа. Здесь сохранилось пять полуподземных заппадзов ( осет.: гробницы или склепы), один из которых отличается большими размерами. На кладбище  выделяются четыре цырта с орнаментальным изображением. По всей территории некрополя выделяются вкопанные в землю сланцевые плиты, некоторые из них напоминают контуры человеческих фигур и два надземных могильника с плоской крышей. Наиболее древними архитектурными сооружениями некрополя являются полуподземные склепы, датируемые IX-XIV веками, надземные башенные склепы относятся к XV-XVIII векам, а памятные столбы (цырты) с орнаментальными изображениями – к началу  XX века. 

          На кладбище, расположенном на правом берегу реки, кроме склепов имеется несколько памятных столбов (цыртов). Один из них является образцом памятного столба с условным изображением женщины, посвящен Жели Цораевой. Такого типа цырты встречаются значительно реже, чем памятники с мужским изображением. Заметно отличается более крупный цырт над захоронением Амзора Варзиева, который можно считать образцом поминального столба, отличающийся по своей композиции от цыртов более раннего времени. Изменена сама техника рисунка, все больше появляется реализма в изображении силуэта и предметов одежды, быта. Хорошо сохранившийся надмогильный памятник, посвященный Хабосу Цораеву, выглядит как цырт, заключенный в раму, которая придает ему монументальный вид. В южной части некрополя находится женское захоронение с цыртом, условным изображением и надписью на нем «Сахти Дзарах. Занагова». Цырт является образцом памятного столба конца XIX – начала XX веков, редко встречающегося женского изображения. 

          История становления формы осетинского цырта по своей структурной семантике восходит к скифским курганным фигурам, воспроизводившим собой образ Мирового столба (Мировую ось, Мировое древо) и в то же время являвшимся своеобразным фаллическим символом, образом первогероя, мужчины –предка-прародителя. Но это отдельная большая тема, которая требует отдельного освещения. Некрополи являются интересными, с научной точки зрения, комплексами надмогильных сооружений. Согласно общепринятой типологической схеме, датировку средневековых погребальных сооружений Северной Осетии можно исчислять, в основном, IX-XVIII веками. Находящиеся здесь памятники дают яркую картину их развития на протяжении почти тысячи лет. 

          В Джимаре находятся два основных древних святилища (дзуара), которым поклонялись горцы. Первое из них, одно из самых почитаемых, это мужское святилище (лагты дзуар) Уастырджи или Тхост Уастырджи, которое расположено в 700 м южнее селения, на вершине огромного валуна. Святилище – небольшое, прямоугольное в плане сооружение, с небольшой внутренней камерой, ранее покрытое двускатной крышей и более поздней, примыкающей с юга к основному объему дзуара, каменной стенкой с нишей. В основании скалы, в расщелине находятся предметы жертвоприношений – рога животных (кусартаг), деревянные палочки для шашлыка (физонаг), мелкие монеты (мысайнаг) и т.п. Историк и исследователь Северной Осетии А.Х.Магометов в своей монографии «Общественный строй и быт Осетии XVII-XIX вв.» пишет, что «…святилище Тхост Уастырджи в Джимаре является интересным культовым сооружением. Учитывая значительную древность культа Уастырджи, можно предположить, что возникла эта постройка в раннем средневековье». Уастырджи, как самое почитаемое божество в осетинской мифологии, покровительствует мужчинам, путникам и воинам. В нартовском эпосе Уастырджи – небожитель, изображается в виде грозного воина на белом коне, в белой бурке. По представлениям осетин, Уастырджи является посредником между богом и людьми, среди которых появляется в облике нищего старика. Женщины не имели право произносить его имя, они называли его «лагты дзуар» («бог мужчин»). Ежегодно в ноябре, после окончания сельскохозяйственных работ по всей Осетии широко и торжественно отмечается праздник Уастырджи. Ни одно осетинское застолье, ни одно доброе начинание осетина не обходится без обращения к Устырджи с просьбой или молитвой. В далеком прошлом, обращения и молитвы к этому святому завершались исполнением мужчинами, посвященной ему песни-гимна. Уастырджи посвящено самое большое количество святилищ по всей Осетии, его именем названы самые почитаемые дзуары Реком, Дзивгис, а в Джимаре Тхост Уастырджи. Считалось, что Тхост – святой, оберегающий жителей селения от земных врагов – злых людей и волков. По преданию, в случае опасности, по зову: «Тхост, нам нужна твоя помощь!», всегда приходил на помощь людям; появлялся в виде всадника в белой черкеске на сером коне. Также считался покровителем дождя, помощником грозового божества Уацилла (в  селениях Цамат, Унал Алагирского ущелья), в Джимаре – еще и помощником Уастарджи. Во время празднования ему, с соответствующей  молитвой, жертвовали белого барашка. В 400-х метрах к югу от селения на вершине огромного валуна расположено святилище (дзуар) Аларды или «Урс дзуар», небольшое каменное сооружение в форме куба, квадратное в плане, с неглубокой нишей на северном фасаде. По верху дзуар завершается карнизом из двух сланцевых плит. По своей архитектуре святилище повторяет формы древнего жилища. Исследователь Кавказа А.Ф.Гольдштейн называет подобные сооружения «святилищем-монументом с обликом, напоминающим скульптурные изображения жилых домов». Аларды – в осетинской мифологии божество (дух, святой) оспы, кори и глазных болезней. По представлениям осетин, Аларды – красное, иногда белое крылатое чудовище с безобразным лицом, наводящим страх на людей. Живет на небе, но иногда спускается на землю по золотой или серебряной лестнице. Чтобы умилостивить Аларды, в народе его называли золотым, светлым дзуаром (божеством). Во всех ущельях Северной Осетии имелись общесельские и даже фамильные святилища в честь Аларды, который считался самым суровым и коварным из святых в осетинском пантеоне. Одной их особенностей культа Аларды было то, что святилища его строились фасадом в противоположную сторону от селений. Праздник в честь Аларды, отмечавшийся в конце мая – начале июня, сопровождался приношением жертвы – обычно белого барашка – и молением, обращенным к Аларды с просьбой сберечь детей и взрослых от оспы и других болезней. В молитве, посвященной Аларды, есть такие слова: 

                        …Когда ты с небес отправляешься,

                            Когда ты к землянам спускаешься,-

                            Моих детей возьми под свою защиту,

                            Табу тебе, красный Аларды!

                            Какими здоровыми ты их застанешь,

                            Такими здоровыми ты их оставишь…

Рядом со святилищем растет дерево, на ветвях которого подвязаны рога жертвенных животных и многочисленные цветные ленточки, символы молитвенных прошений. Подобные культовые сооружения были чрезвычайно распространены у горцев Северной Осетии, но до настоящего времени сохранились единицы. 

          Средневековый архитектурный комплекс федерального значения селения Джимара, имеет сходство с другими архитектурными комплексами, где также есть башни, святилища и склепы. Но вместе с тем, он уникален и отличим башенной кладкой, захоронениями, как в виде склепов, так и в виде цыртов и сланцевых плит в форме контуров человеческой фигуры, а также уникальными древними святилищами.

          Все общество обязано встать на защиту и сохранение своих святынь, своих редких и самобытных памятников, имеющих чудесные легенды и сказочные истории. Наши потомки будут нам благодарны, ведь народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего!

             Э.Г. Агаева