КОМИТЕТ ПО ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РСО-АЛАНИЯ

362040,РСО-Алания,г.Владикавказ,ул.Вахтангова 9, Телефон горячей линии:8672-541372

Легендарный Есе Кануков и его башня.

   Расположенное на левом берегу реки Урух, селение исторически являлось центром Донифарсского общества. Если в XVIII-XIX вв. селение играло важную роль в общественной жизни Дигории, то в наши дни это настоящий музей под открытым небом. Каменные башни, когда-то оставленные хозяевами дома, цирты и дзуары по сей день остаются следами, в какой-то момент замершей истории.

Одним из наиболее интересных памятников является возведенная на скальной возвышенности, овеянная легендами сторожевая башня Канукова Есе (Есейи мæсуг- дигорская транскрипция). С этой башней и именем ее хозяина, связана одна из героических историй горной Дигории,  дошедшая до нас в народных сказаниях и героической песне о Есе Канукти. 

Есе Кануков, прославленный старшина с. Донифарс, которому удалось организовать земляков на противостояние кабардинскому князю Сари-Асланбеку Кайтукину в начале XVIII века. Немым свидетелем тех тревожных дней является башня, из которой хорошо просматриваются основные дороги. На наш взгляд, это дает основание предполагать, что башня была важным оборонительным пунктом, из которого можно было передавать сигналы в близлежащие селения. В дигорских сказаниях сохранились упоминания о башне, одно из которых повествует о том, что перед нападением врага на донифарсцев Есе Кануков спрятал всех жителей в одной из башен села, «а кто только мог биться, им всем он велел залезть в бойницы великой железно-вратной башни Кануковых. Сам же Несен (Есе) взнес на верх башни большое фитильное ружье и там его зарядил». 

Фольклорные источники повествуют о том, что кабардинский князь Сари-Асланбек Кайтукин задумал покорить дигорцев, сделать Есе Канукова своим вассалом, а его людей - данниками. Он послал на земли Донифарса двух черных быков на обширные высокогорные пастбища Таторс, расположенные севернее селения, за горой Уаз.  «Расчет был прост: если Есе Канукти - предводитель Донифарсского общества не тронет быков, то его можно будет приблизить к себе, а донифарсцев превратить в своих данников», пелось в осетинской героической  песне «О Есе Канукове». 

Как-то утром Есе поднялся на свою сторожевую башню и увидел вместо одного солнца целых четыре, и все со стороны Таторса. По его приказу несколько человек отправились на Таторс и увидели не четыре солнца, а двух красивых черных быков с позолоченными рогами. Есе догадался, что это знак, кто-то посягает на земли их общества. Он приказал пригнать быков, зарезать их и устроить пир в честь начала сенокоса.

Кабардинский князь, воспользовался случившимся как поводом для нападения на Донифарс. По преданию, большой отряд «в сто всадников из Кабарды, Балкарии и равнинных бадилат» во главе с Сари-Асланбеком расположился на поляне Мисигон, западнее Донифарса, где протекает река также с названием Мисигон. Отсюда князь направил своих представителей на переговоры, которые от его имени сказали Есе: «Кроме твоего, в горах нет ни одного общества, не платившего бы мне ежегодной дани. Выдайте теперь мне дань. Сообщаю также, что иду сам с войском, кормление которого тоже будет вашей обязанностью». 

Есе ответил князю, что если он добрый гость и пришел с добрыми намерениями, то он пошлет ему на завтрак чурек с сыром, а на обед мясо с алутоном, если же он пришел не как гость, «то помещу в сарае, хлеву Козити, с пятнистыми свиньями» (историческая интерпретация народной песни о Есе Канукове, по В.С.Уарзиати).

Обеспокоенные происходящим, жители пришли к своему предводителю. Есе успокоил людей: «До завтрашнего утра подождите. Наши старые горы мне свидетели. Я ему из башни такой камень брошу, что его широкие крылья заболят».

Ночью, на самом верху башни Есе, жители Донифарса развели большой костер, осветивший всю округу, а сами танцевали, пели и веселились всю ночь. 

Исследователи говорят о том, что «танцы, устроенные у башни Канукти при свете огня и на глазах у неприятеля, способствовали физической и психологической подготовке перед сражением. В этом смысле они имели ярко выраженное магическое значение».

Утром кабардинский князь Кайтукин в сопровождении слуги, который нес кумган (узкогорлый сосуд, кувшин для воды с носиком, ручкой и крышкой, применявшийся в основном для умывания и мытья рук) с водой, вышел во двор, чтобы совершить омовение. Увидев это с верхнего яруса башни, Есе обратился к донифарсцам: «Его пока не трогаю, смотрите на его рукомойник». Прицелившись, он выстрелил в кумган, стоявший на земле рядом с князем и точным выстрелом разбил его вдребезги. 

Очевидно, Есе не собирался стрелять в Сари-Асланбека, своим выстрелом он только предупреждает о возможных для него и всех его земляков последствиях. Князь послал человека узнать - в него ли целился Есе или в его кумган (кувшин). На это Есе ответил: «Спросите своего князя, кто больше - он или его кумган!»

Поступок Есе охладил боевой пыл князя. По одной версии, повернув отряд, он собирался покинуть Дигорское ущелье. Есе догнал, вернул и, принеся в жертву быков, устроил ему пышное угощение. По другой - князь изменил свое решение силой подчинить строптивцев и как гость вступил в Донифарс, где Есе устроил богатый прием «с белым хлебом, медом и алутоном» (осетинским пивом). 

          Ружье, принадлежавшее Есе Канукову, со временем стало фамильной реликвией Кануковых и передавалось из поколения в поколение. Во время переселения осетин в Турцию в 60-х гг. XIX в., переселенцы - мухаджиры из с. Донифарс захватили с собой легендарное ружье. К счастью, реликвия не затерялась. Ружье бережно хранили, как напоминание о далекой Родине. Спустя почти 100 лет представители фамилии Кануковых, проживавшие в Турции, передали ружье на хранение в Северную Осетию со словами: «Есе стоит того, чтобы на Родине о нем помнили». 

Внушительных размеров кремневое шомпольное ружье со стволом из витой дамасской стали, орнаментированное тончайшей насечкой из золота и серебра, из которого стрелял Есе Кануков, с 1964 года выставлялось в экспозиции Национального музея Республики Северная Осетия-Алания. Ружье и по сей день хранится в фондах музея.

Легендарная башня Есе Канукова, отразившая немало попыток нападения и захвата, израненная и порушенная, но все же устоявшая несколько столетий, также горделиво стоит на утесе, напоминая нам о героическом прошлом и, словно дозорный, продолжает охранять Донифарс.

Башня Есе Канукова входит в средневековый архитектурный комплекс с.Донифарс, Ирафского района и является объектом культурного наследия федерального значения.

Э.Г.Агаева