КОМИТЕТ ПО ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РСО-АЛАНИЯ

362040,РСО-Алания,г.Владикавказ,ул.Вахтангова 9, Телефон горячей линии:8672-541372

Священный праздник « Реком»

      На территории нашей республики сохранилось немало культовых памятников различных эпох. В них наиболее ярко отражается материальная и духовная культура осетинского народа. Сказочным по своей красоте является Цейское ущелье, с сияющими снежными вершинами, чудесным сосновым лесом, где на высоте 1800 м над уровнем моря находится ценнейший историко-архитектурный памятник – святилище Реком. Неподалеку от мужского святилища Реком находятся также древние святилища для женщин и девушек «Мады Майрам» и «Чизджыты дзуар». Цейский  Реком известен не только окружающей природной красотой, но и тем, что является единственным памятником деревянного зодчества на Северном Кавказе, поражающий своей самобытностью. Он представляет собой деревянный сруб из бревен значительной толщины, построенный без единого гвоздя или металлического крепления. Двускатная крыша, поддерживаемая с обеих сторон живописными деревянными колоннами, резной работы фигуры, узорчатая металлическая дверь – все говорит о талантливости древних мастеров. Реком является объектом культурного наследия федерального значения.

          Святилище Реком расположено на живописной поляне «Рекомы фаз», на левом берегу реки Цейдон. К нему ведет тропинка через сосновый лес. С одной стороны поляны - гранитные скалы, а с другой - возвышается гора «Монах». Наиболее ранние описания  Рекома относятся к середине ХIX века, их оставил декабрист В.С.Толстой,  сосланный служить на Кавказ и посетивший Реком в 1847 году. Он писал: «...строение из самого лучшего строевого дерева... вида богатой русской избы... Вход в ограду был с юго-западной стороны, отсюда же строение имело окно, подобное двум другим, к главному строению была узкая пристройка, в которой с юго-западной стороны виднелась дверь, окованная частыми железными полосами... в углу стояла медная купель для совершения святого крещения, тут же лежало несколько колоколов». … «В интерьере видно было, где прежде стоял иконостас... На полке нашли складной образ с двумя ставнями, но столь древний, что ничего нельзя разобрать. Нашли тут же: лоскуток полотна с изображением, всадника Святого Георгия Победоносного, вероятно это остатки хоругви... и, наконец, современных суздальского писания два образа Божией Матери...». Записи В.С.Толстого очень ценны. Он был первым, кто составил такое подробное описание Рекома. Последующие авторы, обращавшиеся к этой теме, в основном, повторяли описания В.С.Толстого. 

           Что же означает само слово «Реком»? До сих пор этот вопрос вызывает споры. Этимологические исследования имеют несколько версий. По одной из версий, за основу берется осетинское название Цейского ущелья «Хурыком» - Солнечное ущелье. На первый взгляд, можно выделить осетинское «ком» - ущелье. Непонятным остается первый слог «ре-». По утверждению археолога Е.Г.Пчелиной, этот элемент восходит к «Ир, ире» - Осетия и оно, будто бы изначально, звучало не Реком, а Иреком, т.е. «Осетинское ущелье» и так, соответственно, называлось Цейское ущелье. Позволим себе с этим не согласиться, так как фонетически это трудно объяснимо. Лингвист В.И.Абаев название Реком объясняет, как производное из грузинского слова «ркони» – «икона». Историк А.Х.Магометов возводит это название также к грузинскому «рекъва» - «звонить в колокол», что также не укладывается фонетически. Вполне вероятно, что первоначальное название звучало иначе, было иноязычно, а позднее было адаптировано на осетинской почве в Реком.

          О времени создания святилища Реком также нет единой обоснованной версии. Одни историки и исследователи датируют его памятником XV века, другие к XVI-XVII вв., но есть основания считать этот памятник более древним. Некоторые ученые склонны относить его к памятникам XIII века и считают, что построили его некие братья Чарджановы (вызывает сомнение наличие фамилий в XIII веке), тем более, что никаких данных о них больше нет. Имеет место еще одна версия, что Реком был построен по велению грузинской царицы Тамары (1184-1212 гг.), во славу своего мужа Давида-Сослана, как мужское место поклонения, побратимства и примирения. 

      Существует легенда о создании Рекома: «В древние времена Уастырджи решил выстроить для осетин святилище из бревен, которые бы никогда не подвергались гниению. Он приказал своим волам перевозить бревна через гору против Рекома, где ныне ледник. Арбы нагружались сами собою, и волы шли по назначенному пути. Сложив лес, волы вернулись к Уастырджи, а из бревен выстроился сам собою храм». Эту легенду приводит известный кавказовед академик В.Ф.Миллер. Можно привести еще одну версию о возникновении Рекома, описанную в нартских сказаниях, где говорится о том, что Реком возник из упавшей слезы бога (одной из трех), когда он оплакивал гибель нартского богатыря Батрадза, а в местах, куда упали две другие слезы, появились святилища Таранджелос и Мыкалгабырта. И оба объяснения, связаны с чудодейственным возникновением этого святилища.

    Реком имеет свой неповторимый облик. Внутри Реком состоит из двух помещений - узкого и длинного с южной стороны, с большим количеством стрел и основного помещения - молельни. Молельня слабо освещается четырьмя небольшими окнами, расположенными на каждой из четырех стен. Два открытых навеса с северной и южной сторон являются продолжением крыши, их поддерживают фигурные деревянные колонны с изящными навершиями, что придает этому памятнику неповторимый облик. Колонны украшены орнаментом. Декор святилища связан с осетинским народным искусством. Описание интерьера Рекома оставил В.Ф.Миллер: «Карниз здания украшен множеством турьих и оленьих рогов, вероятно, приношениями охотников, накапливающимися в течение многих лет...» 

    Реком имел деревянный иконостас и литой колокол с грузинской надписью 1680г., подаренный Рекому грузинским царем Георгием ХI. 

           Реком неоднократно реставрировался, первую частичную реставрацию провели еще в 1925 году, под руководством профессора Л.П.Семенова, а в 1936 году Реком реставрировал художник - архитектор И. П. Щеблыкин. В то же время ряд археологических экспедиций, в том числе и Е.Г. Пчелиной, собрали богатый материал, более 2 тысяч различных старинных и ритуальных предметов, который целиком так и не был опубликован. Обнаруженные здесь в большом количестве стрелы, оружие, сохранившиеся до наших дней многочисленные рога оленей, останки других животных говорят о Рекоме, как о главном святилище мужчин.  Поскольку дзуар  мужской, женщины и дети входить на территорию святилища не имеют право.

         Начало празднования Рекома приходится на первую субботу июня и продолжается неделю. В жертву приносили не только баранов и быков, но и различные предметы, серебряные деньги и т.п. Пожертвования передавали или складывали  у входа. Внутрь святилища мог входить только «дзуарлаг»,  поскольку Реком – мужское святилище и является местом поклонения покровителю мужчин - Уастырджи.

           В наше время создана патриотическая общественная организация «Реком», которая организует празднование рядом с Рекомом, возрождая исторические традиции  и обряды осетин, связанные с этим дзуаром.

          Э.Г.Агаева